это наш отряд. В середине один из наших вожатых - Тельман Мамедов.
Отличный был сезон!
Начался он в третьей декаде июля и закончился в середине августа. Школа располагалась на территории п/л «Солнечный» недалеко от Кемерово. Жили мы в дощатых корпусах, питались в столовой, там же иногда проходили и занятия – по секциям – физики, математики, химики.
Режим был довольно свободный, хоть и декларировался как «строгий» - в 23-00 отбой, в 8-00 подъем, за территорию – не выходить, по обрыву не лазать.
На самом деле ложились, бывало, и под утро, вставали только к завтраку, за территорией паслись постоянно, а не лазать по крутым глинистым обрывам над Томью было невозможно! Мы ж купались каждый день до посинения. А спуститься к реке можно было или «в обход», или по обрыву. Понятно, что выбирали последнее. Тем более что глиняные обрывы были покрыты зарослями колючей ежевики, и мы с удовольствием лакомились некрупными темными ягодами.
Вожатыми у нас были студенты второкурсники, которым это «вожатство» засчитывалось за «пионерскую» практику.
Наши вожатые: Коля, Саша, Катя, Дима. А на стене - шедевры самовыражения "пионеров", но об этом ниже.
Костры и песни.
Костры мы жгли часто, едва ли не каждый день. На выбранном месте, на обрыве. Оттуда видна была Томь. А сзади от лагеря нас отгораживали сосны-великаны. У костров пели под гитару и просто так. Пели разное: «Радуга радуге радуйся, если мечтаешь и ждешь. Милой девчонке обрадуйся, если такую найдешь», одновременно, тем не менее, выводили про «кузнечика, коленками назад»:
На Муромской дорожке
Чему-то очень рад
Сидел кузнечик маленький
Коленками назад.
Дальше следовала душераздираюшая история о том, как кузнечик «нашел себе подруженьку», как «ходил по ресторанам с ней, пил водку-лимонад», как «пошли у них детишечки пятнадцать пар подряд», как кузнечик «к соседке стал похаживать», и, наконец:
И вот на партсобрании
О нем все говорят:
«Морально разложившийся
Коленками назад».
Это казалось ужасно смешно.
Пели еще про погибших мальчиков:« домой пришел в солдатском цинковом гробу». Хотя, 78-й - это было самое, что ни на есть, мирное время. Даже Афганистана еще не было… Видимо, отголоски Отечественной.
Тут же следом шли страдания – «Ах мама-мама-мама, люблю цыгана Яна…» А студенты-вожатые научили нас «гимну химиков»:
Мы рождены, чтоб вылить все, что льется,
Просыпать то, чего нельзя пролить,
Гидролиз долго нам учить придется
И вечно-вечно химию зубрить.
Все выше и выше и выше
К вершинам наук мы идем.
И если с пути не собьемся (сопьемся - кричали мальчишки)
То, значит, получим диплом.
Мы дышим все аммиаком и хлором,
Мы кислотой до сердца прожжены.
Предосторожность мы считаем вздором
И все на вкус попробовать должны
И так далее.
А еще про то, как «В пещере каменной нашли мы рюмку водки…» Текст варьировался от «нашли мы атом водки, микроб зажаренный лежал на сковородке» до «нашли источник водки, и стадо мамонтов паслось на сковородке».
Преподаватели и вожатые не только не отставали от «пионеров» в вокальных упражнениях, но порой весьма их превосходили.
Кстати, если говорить о спиртном, то, кажется, за все три недели только однажды несколько из мальчишек первого отряда «разлили» бутылку не знаю чего, скорее всего дешевой «плодово-ягодной» бурды. Это было ЧП. :)
Это наши мальчишки. Не уверена, правда, что они тоже принимали участие в "плодово-ягодном буйстве". Скорее всего нет:))
Конкурсы.
Конкурсов было множество. Например, конкурс политической песни. Наш отряд был победителем. «Больно гитаре - пуля задела» выжимало слезу даже у прожженных циников третьекурсников. И еще звонко декламировали – «El pueblo unido jamas sera vensido!», и поднимали вверх сжатые кулаки в знак солидарности со всеми, кто за свободу. Виктор Хара был нашим героем. Кстати, на конкурсе политического плаката его изображение заняло первое место.
Это наши преподаватели - декан хмфака Мороз А.А., преподаватели с матфака Зильбер Б.И. и Мишкин В.В. С ними было очень интересно!!
Игры
В дождливые дни собирались в «палате», сдвигали кровати, застланные колючими одеялами, забирались туда с ногами и играли, например, в карты. «Веришь-не веришь», в «дурака» и «Акулину», в «бридж» и «покер».
Играли в «города», в объемные «крестики-нолики». Знаете такие? Очень, кстати, развивает у детишек пространственное воображение:).
Но самая лучшая игра была – Интеллектуальный хоккей. Судьями были университетские преподы, и их судейство было строгим и беспристрастным. А вопросы для «вбрасывания» они всегда готовили ужасно коварные. Это была какая-то смесь «Что, где, когда?», «КВН» и тематических викторин. Нам нравилось.
Судьи - Миньков А.И. Белеградек О.В., а вот третьего арбитра я не помню как звали.
Семинары и не только.
Семинар - таким солидным словом назывались посиделки в хорошую погоду прямо под соснами, или, когда шел дождь, в столовой, на которых мы слушали лекции преподавателей КемГУ, или решали трудные и интересные задачки. Там я, например, впервые в жизни услышала слово «топология», и бублик надолго стал моим любимым объектом, а ленты Мебиуса и гравюры Эшера как будто переносили мое существование в другое измерение.
Рассказ о Греции. С фотографиями, а то как же!!
Иногда семинары были «не по теме», и мы слушали рассказ о поездке в Грецию, например, Валерия Васильевича Мишкина, одновременно сочиняя буриме с рифмами «Акрополь-тополь» … В буриме, кстати, научил меня играть наш вожатый Дима, за которого я, спустя два с небольшим года, вышла замуж :)
Он же читал мне вечерами гумилевского «Жирафа» и «Кинематограф» Мандельштама, а я сидела на обрыве, и болтала ногами, рискуя свалиться на галечный пляж. До этого я и имен-то таких не слышала, но стихи завораживали. Тем более их читал такой взрослый, умный, интеллигентный мальчик, совсем не похожий на моих калтанских приятелей.
А с неба падали звезды – в августе всегда очень много падает звезд. Не успеваешь загадывать желания. От того времени остался стишок – очень детский, очень наивный, но милый. Кусочек помню:
... Где это было – во сне или в яви?
Мы осторожно ступали на гравий,
В речке ладони мочили. Молчали.
Звезды летели, летели, сгорали…
Сколько желаний загадано было!
Что-то я помню, а что-то забыла.
Звезды летели к земле и сгорали.
Помнишь, как мы их считали, считали?…
Такая вот романтичная барышня, ага.
В то лето все в ЛФХМШ сходили с ума по НЛО. Мы всерьез обсуждали возможности контакта с инопланетными цивилизациями и рассматривали всяческие варианты развития событий. В стенгазетах, которые рисовали без всякого понуждения, а исключительно по потребности самовыразиться, эта тема была, едва ли не главной.
Чем нас кормили – не помню совершенно, голодными мы не были, конечно. Но вот добавочная порция компота из сухофруктов была большой ценностью.
Иногда, еще до «подъема» мы с Катей (тоже наша вожатая) бегали купаться на Томь. Утром было зябко, роса холодила босые ступни. Над рекой поднимался туман, а вода была теплой-теплой. Сквозь туман пробивалось солнце, брызги казались в его свете золотым дождем, и прекрасно было плыть, лежа на спине, едва перебирая пальцами ног, но течение сносило вниз, почти к профилакторию «Шахтер», откуда надо было брести назад по галечному пляжу минут десять, не меньше. У Кати была совершенно роскошная русая коса. Она отжимала ее, как отжимают тяжелое махровое полотенце, и я умирала от зависти, потому что рядом с такой косой мои стриженные кудряшки выглядели полным убожеством.
В общем, этот сезон в Летней школе – одно из самых хороших и светлых воспоминаний моего подросткового периода. Да и вообще лето после 9-го удалось! 2 сезона в п/лагере вожатой, ЛФХМШ, а на «закуску», так сказать еще и неделя в ШРК («Школе ребячьих комиссаров» - лагерь пионерско-комсомольского актива).
Осенью Дима прислал мне университетскую многотиражку, где была парочка фотографий из ЛШ. Он был там «внештатным фотокорреспондентом», а потому не удивительно, что на снимках присутствует одна и та же особа.
Качество, конечно, оставляет желать... :)) Оригиналы снимков, однако у меня есть и сохранены в гораздо лучшем виде:)
Потом был выпускной десятый класс, а следующим летом я поступила в Кемеровский Универ на химический факультет, и продолжила общаться и даже дружить с нашими замечательными «вожатыми»…
Но это уже совсем другая история:)