Катя (anakity) wrote,
Катя
anakity

Category:

Про ЕГЭ (разбор полетов).

Все про ЕГЭ хотела написать, да руки не доходили.
Лето – народ в отпусках, на работе приходится работать за троих. Ну, ничего. Жара только достала. Ленинградцы радуются – тепло, а мне жа-а-а-арко. Я от этой жары из Сибири сбежала, так нет ведь, она меня и тут догнала.
Так вот, про ЕГЭ. Предупреждаю, там много, потому незаинтересованным можно не заглядывать
Сложилось мнение, что ЕГЭ это «тупые тесты» - поставь случайно галочку там (или не там) и ты молодец (или «в пролёте»). Говорят также, что это отупляет детей, потому что они не учатся, дескать, а только тренируются галочки ставить. Ну и еще говорят о том, что традиционные экзамены лучше проверяют знания и проч.

Мне не показалось, что тесты ЕГЭ «тупые», даже если нужно «только поставить галочку». Есть задания очень простые, примитивные даже. Это, как я понимаю, шанс, чтобы даже самые слабые дети смогли «преодолеть нижний барьер». Есть задания, которые совершенно просты для того, кто регулярно занимался, и могут вызвать затруднения у тех, у кого знания случайны и несистематичны. Это, как правило, часть В. И есть задания, приближающиеся по уровню требований к письменным ВУЗовским экзаменам. Это часть С.
Что касается «тренировок». Действительно, это делается. И делается это, как раз для того, чтобы не было «случайных», технических ошибок. Чтобы свести к минимуму пресловутое «волнение» выпускников, которые, на мой взгляд, хоть, конечно, и дети для своих мам, но по сути, уже давно не дети.. И их "страшные волнения" несколько преувеличены, и обусловлены, скорее, пониманием того, что 10-11 лет детинушка "пинал балду" и вот "настал час расплаты".

А вот если «ставить галочки наугад», то шанс сдать (преодолеть минимальный порог) экзамен примерно такой же, как при случайно вытащенном удачном билете. Везение еще никто не отменял, но переоценивать его не следует.

В общем, экзамен, как экзамен. Ничего особенного.

Женя сдавал 6 экзаменов.
Речь о том, чтоб «преодолеть минимальный порог» не шла. Задача была иная – набрать как можно больше баллов. Это значило, что необходимо не только без ошибок ответить на части А и В, но и по максимуму «выбрать» возможные баллы в части С.
И что ж показали экзамены? А показали они вполне себе объективную картину.
Итак, разбор полетов.
Первый экзамен, который нас вдохновил – Информатика.
В гуманитарном классе не уделяют этому предмету столь большого внимания как в физ-мат классах. И потому Женька, конечно, рисковал. Но он много занимался, тренировался, читал дополнительную литературу, «тусил» на сайтах, где разбирались наиболее сложные задания, измучил своего преподавателя информатики. И интерес к предмету был. Результат – 97 баллов.
Русский.
За русский он особенно не волновался. И надо признаться, отнесся к предмету несколько легкомысленно. Причин несколько – удачный пробный ЕГЭ, призовое место на районной олимпиаде по русскому, прекрасная грамотность, умение связно и качественно излагать свои мысли и хороший учитель в гимназии. Результат – 81 балл, хотя реально могло бы быть и побольше. «Провал», точнее недобор баллов у Жени был в простых заданиях. И я связываю это с тем, что в среднем звене он часто болел, много пропускал, и далеко не всегда упорно и настойчиво догонял упущенное. Какие-то мелочи, редко встречающиеся, могли не усвоиться. И вот результат.
Английский.
Английский был экзаменом «просто так». Результат его ни для чего не был нужен, и потому Женя сдавал его для того, чтоб оценить – чему научился в школе. Замечу – я язык не знаю вообще, от меня помощи за все время обучения не было никакой. С репетиторами он не занимался никогда. На курсы по английскому не ходил, факультатив не посещал. Лодырь, в общем.:)
Но что было – то было. А были прекрасные школы. В Кемерово (1-7 класс) языковая гимназия № 21, в Новосибирске (7-9 класс) – языковая гимназия № 10, здесь в СПб – АГ СПбГУ. Не скажу, что Женя блистал среди одноклассников, занимался он хоть и добросовестно, но без фанатизма.
Результат – 79 баллов. На мой взгляд, вполне достойный результат. И это оценка даже не Жени – а именно тех школ, тех учителей, которые дали ему такую качественную подготовку. Полагаю, что те дети, которые действительно увлечены языком, которые ходят на факультативы, на подготовительные курсы, дополнительно занимаются, безусловно, имеют шанс сдать язык гораздо лучше.
Математика.
О ужас и страх гуманитариев :).
А какой там ужас и страх? Совершенно нормальный экзамен.
Примитивная часть А убрана с этого года. Часть В – куча заданий, сын подсказывает - двенадцать. Очень несложные. Решил хотя бы пяток из них – считай, сдал.
Женина задача была иной – сдать максимально хорошо. Надо сказать, что и тут нам повезло с преподавателем алгебры. Требовательная, волевая, умница. Она действительно хорошо готовила ребят гуманитарного (!) класса. И никаких сложностей с заданиями части В Женя не испытал. По геометрии, к сожалению, преподавание было совсем иным. Ну, со всеми преподавателями везти не может:). Геометрией Жене пришлось заниматься совершенно самостоятельно.
Репетиторов не было. На курсы не ходил. Факультативно тоже не занимался. И самое главное, поздно принял решение о том, что математика нужна ему будет, как профильный! Решение было принято в марте, и вот три месяца он готовился. Как я уже сказала с частью В проблем не было, а вот часть С не вся ему далась! Две задачи из шести он не решил вообще. Но, тем не менее, – 73 балла, на мой взгляд вполне пристойный результат – по знаниям - и оценка. Т.е. школьный курс он освоил хорошо, в том числе и усложненные задания смог решить, а вот «олимпиадные» задачки все-таки надо учиться решать специально! Возможно, ему хватило бы нескольких занятий с сильным преподавателем, возможно, нужно было пойти хотя бы на двухмесячные курсы… Ну, что делать? Итак – 73.
История.
Историю Женя сдавал скорее по инерции. До марта выпускного класса он предполагал попробовать себя в юриспруденции – потому усиленно занимался обществознанием, интересовался правом и проч. Даже пошел на подготовительные курсы на юрфаке СПбГУ и добросовестно отзанимался там почти до конца, а вот сдавать «пробный» экзамен не стал – флюгер уверенно повернулся в сторону программирования. История была заявлена на ЕГЭ именно для юрфака. Ну, раз заявил, надо сдавать. К истории он готовился… весьма умеренно (мягко говоря, а если честно – ни черта не готовился). Кое-что почитал, кое-что повторил. Полистал конспекты. Учебники. У Женьки хорошая память. Но история как предмет его совершенно не интересует, и, пожалуй, не интересовала особенно никогда. Он не «глотал» исторические романы с которых часто начинается интерес к предмету, не интересовался закономерностями исторического развития, вообще к «пыли веков» относится без пиетета… Когда я зарываюсь в старые газетные вырезки и фотографии он даже из вежливости не заглянет – чего это я там делаю. Ну… не сложилось любви. А без любви…А без любви – 62 балла:) И поделом! Опять же – вполне объективная оценка!
Обществознание.
Сдавалось по вышеизложенным причинам. Энтузиазма при подготовке не было, особо не парился… Как-то так…Ну, вот. Пришел, тем не менее, довольный. Говорит – ответил на все вопросы. И ЕГЭ не показался ему очень сложным. Однако, результат – всего 71 балл. Я предложила подать на апелляцию, но Женя не захотел – типа, чего голову зря греть… Ну, раз так, пусть так. Я никогда на него не «давила» и решения, касающиеся его судьбы, он принимает сам уже давно. По правде сказать, некоторые вопросы (и из частей А и В, и из части С) муж оценил, как спорные, и не очень корректные. А я ему в этом доверяю – все-таки специалист :)

Ну, теперь резюмирую.

На мой взгляд, если ЕГЭ проводить так, чтоб возможность сжульничать была совершенно исключена, то экзамены дают вполне объективную картину того, что есть в голове у выпускника. Возможность апеллировать позволяет свести к минимуму субъективизм в оценке. В подтверждение достаточной объективности ЕГЭ могу сказать, что если поглядеть на результаты одноклассников сына – можно увидеть – кто учился и готовился, тот и сдал хорошо. «Купленных» ЕГЭ, кажется, в нашем классе не было. Дополнительно – да, занимались многие – и на курсах, и с репетиторами. Так, приятельница сына сдала литературу на 94 балла. Прекрасный результат!! Она занималась дополнительно с преподавателем и самостоятельно. Ну – по труду и оценка.

Какие проблемы и недостатки?
На сегодняшний день самая большая проблема – нечестная сдача ЕГЭ, мне кажется. Как это изменить? Не знаю. Говорят о глушилках, блокираторах, которые не дают возможность звонить, смс-ить, или, того круче, использовать сеть… Если это возможно – надо делать. Равные возможности – так для всех равные, правда же? Проконтролировать то, что происходит в самом здании все-таки проще. Общественные наблюдатели? Может быть. Штрафы? Тоже возможно. Попался на жульничестве – серьезное наказание, вплоть до увольнения без права восстановления на работе в этой сфере (для учителей)… Ну, что-то делать надо обязательно. Потому что заработанные трудом 70-80 баллов, нередко вчистую обесцениваются «купленными» такими же, а то и выше.
Боюсь только, что честные результаты ЕГЭ приведут в ужас не только министерство образования, но и всех здравомыслящих людей. Жульничество позволяет скрыть истинный масштаб безграмотности у выпускников и профнепригодности многих учителей… Но рано или поздно это все равно станет очевидным.

О некорректности некоторых вопросов по гуманитарным дисциплинам я уже сказала.

Ожидание результата. Очень тяжко. По себе знаю. Не столь страшен сам экзамен, сколько ожидание итога… Наверное, это тоже будет совершенствоваться, но 10 дней ждать – невыносимо.

Оценочная шкала. Тут я, честно говоря, в первый момент испытала шок – один потерянный первичный балл, в зависимости от экзамена, может весить очень и очень много по окончательной 100-балльной шкале. Наверное, есть объективные аргументы в пользу именно такого шкалирования, но неподготовленного человека это приводит в ужас.
И чисто психологический нюанс. Пятерка – она и была пятерка. А как ощущают это «пятерку» те, кто заработал, например, 81 балл и 97? Вроде как и то и другое – очень достойно… Но…

Впрочем, это уже детали.

Что же касается олимпиад… то если раньше это был реальный инструмент, чтоб выявить талантливых ребят и дать им какие-то преференции, то сейчас это нередко «обходной вариант» для особо шустрых и пронырливых. Я не говорю о победителях – уверена, что по большей части это, действительно, яркие и талантливые дети, и их, как правило, не так уж много, но бесчисленные призеры, получающие априори 100 баллов по профильному предмету и сдающие ЕГЭ по этому же предмету на 50 баллов, это все-таки… как бы помягче сказать…неправильно.
ВУЗы можно понять – опасаясь недобора, они подстраховываются таким путем, но это тоже не вариант, мне кажется.
Олимпиады должны быть. И в них должны быть победители. И призеры. Но если победителям заветное б/э – справедливая награда при поступлении, то для призеров вполне достаточно приоритет «при прочих равных», как это, в общем, и было прежде…
Да и число олимпиад можно еще сократить…
Нередко, те, кто стал потом призерами, во время олимпиад активно и вполне успешно пользовались мобильниками для уточнений, и самое худшее, что им грозило – удаление с олимпиады. Ну, удалят с одной, пойдем на другую – олимпиад-то этих до фига и больше. Но, кажется, случаев удаления не было. Видать, организаторы олимпиад народ лояльный…

Ну, по счастью, ЕГЭ позади.
Сертификат получены.
Заявления поданы.
Кстати, подал Женя в три ВУЗа. Пять – явный излишек, правда… Подавал сам, конечно:). Я могу понять, когда родители идут в приемные комиссии с выпускниками, приехавшими издалека, растерявшимися в большом городе – себя помню – первые полгода учебы реально боялась даже переходить дорогу, а училась-то в Кемерово, не Бог весть какой мегаполис в конце 70-х. Впрочем, документы все же ездила сама подавать:). Так вот, таких ребят поддержать не грех, но уж тех-то, кто здесь учился, жил, шархался без мам и пап по ночным клубам, тусил на праздниках, и имел возможность еще в течение года посмотреть в инете – что, где и как – их-то зачем за ручку вести? Кстати, добавлю, при подаче заявлений особенных проблем не возникло, во всяком случае, моя помощь была бы совершенно излишней.
Приоритет для Жени - СПбГУ.
Что из этого выйдет – узнаем через три недели. А пока «держу кулачки», и с тихим ужасом поглядываю на статистику принятых заявлений…
Tags: ЕГЭ, дети
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments