Катя (anakity) wrote,
Катя
anakity

Черногория. Цетине. Дикий пляж. Отъезд. Часть 4

Цетине – это бывшая столица независимой Черногории. Точнее она была таковой примерно сорок лет (1878 – 1918). Я туда отправилась… не знаю зачем. Хотелось забраться куда-то вглубь страны, но не слишком далеко. Чтобы в горы, но по приличной дороге. Чтобы и посмотреть было чего, но чтоб туристов не было. В общем, Цетине…
Очень, очень милый городок в горах. Уютный, аккуратный, очень спокойный, неторопливый. Воздух чистейший. Жителей не больше пятнадцати тысяч. Причем, как мне показалось, не меньше половины взрослого населения с самого утра располагается в многочисленных городских кофейнях, кафе и пекарицах и ведут нескончаемые разговоры «за жизнь». В городке несколько парков, в которых гуляет еще треть населения уже не только взрослого. Кладбища прямо посреди города, там покоятся десятки поколений цетинцев. Знаменитый монастырь с хранящейся в нем десницей Иоана Крестителя. Православные храмы. Католическая церковь. Несколько музеев, в крошечный этнографический я даже зашла – поснимала национальные костюмы черногорцев. Ну, очень симпатичный городок.
В архитектуре - отголоски австро-венгерской империи вперемешку с экспериментами начала прошлого века.
Очень дешевая и фантастически вкусная еда в небольшом кафе, где местные жители пили кофе когда я первый раз проходила мимо него, и потом, когда на обратном пути я решила-таки там перекусить, тоже пили кофе. Интересно, сколько чашек кофе в день выпивают на Балканах?
Что выбрать в меню? Мне кажется, в Черногории можно ткнуть пальцем наугад, все равно не ошибешься! На этот раз это были «Попечи», кажется так, или как-то похоже. Это рулетики пршута, в который завернут негушский сыр. Эти рулетики, как мне показалось, окунаются в блинное тесто и запекаются, а сверху заливаются расплавленным негушским сыром. Ну, и как обычно – овощи, картошка, зелень. Божественно. Но очень много. И очень калорийно. Порция на двоих – в самый раз.
Дорога до Цетине и назад мне показалась хоть и весьма серпантинистой, но очень приятной – много обзорных площадок на обочине, откуда видно как на ладони все побережье. Хотя заглядывать вниз жутковато.
Для себя я поняла, что ездить по серпантину мне гораздо проще, чем нырять в многочисленные тоннели – глаза не успевают быстро перестраиваться на иной световой режим. А тоннелей в Черногории очень много. Как и мостов. И каждый носит свое имя. Мосты строят на высоченных опорах, их основание прячется где-то далеко внизу, и когда смотришь со стороны, даже в животе становится холодно. А если ехать – ничего, не так уж и страшно.
В этот последний полный черногорский день мне очень хотелось искупаться на диком пляже в Скочиджевойке. 444 ступеньки с моими артрозными коленками – препятствие почти непреодолимое. Но «если я чего решил…».
Спускалась я долго. Минут двадцать точно, не меньше. До 2012 года в этом месте не было бетонных ступенек, и как народ туда спускался – ума не приложу. Нашелся некий добрый человек KOMYTKOV VLADIMIR, который соорудил цивилизованный спуск, и теперь любой желающий, даже такой колченогий, как я, может насладиться купанием в полном одиночестве.
Правда, на море было небольшое волнение, да и берег с огромными валунами не располагал к безмятежной расслабленности, поэтому я далеко не заплывала, и старалась не попадать под большие волны. Все-таки одной на таком пляже хоть и супер круто, но чуть-чуть страшновато. А ну как подхватит волна, да как приложит о валун величиной с половину апартаментов:)))
Потом я так же долго поднималась, наслаждаясь ясным и теплым вечером. Такая красота была вокруг: море, парусники, горы, сосны, закат. Подумала, что сюда обязательно нужно вернуться. И чтоб на подольше.
Вечером, когда я собиралась, зашла Сандра - хозяйка. Спросила, не нужна ли какая помощь, принесла узелок с сушёной лавандой. Мы сердечно простились. Как будто у родных в гостях побывала.
Утром я уезжала в Подгорицу, чтоб оттуда отправиться в Сербию, а затем в Боснию. На ж/д вокзал приехала загодя, перекусила, сдала машину. Мне очень понравилась контора, у которой я тойоту арендовала – все четко, аккуратно и вовремя. Я даже не забеспокоилась ни разу.
И вот уже и поезд.
Вагоны поезда «Бар-Белград», в котором я ехала, в 80-е, наверное, производили впечатление чего-то роскошного. Стеклянные двери в купе, мягкие кресла, зеркала… Сейчас же стекла поцарапались, кресла поела моль, время, да и неопрятные пассажиры оставили следы, зеркала потускнели… Туалеты жуткие, я таких и не помню даже. Но поезд исправно пыхтит, и, кажется, никто не выражает недовольства по поводу интерьера или чистоты. Еще меня пугали, что в поезде все будут курить. Двое моих попутчиков, по виду нормальные работяги – курили, да. Но всегда вежливо извинялись, и уходили в тамбур. Вообще, дорога запомнилась умопомрачительными пейзажами, множеством тоннелей и дружеской беседой. Еще бы чуть-чуть, и я бы точно начала все понимать по сербски. Мы поговорили обо всем – Черногория-Сербия-Россия, природа, люди, семья, дети, война, мир, вера, работа, еда, погода… Драган – один из попутчиков, серб – как оказалось, больше 30 лет проработал дальнобойщиком на международных трассах. Бывал и в Сирии, и в Иране. Сейчас живет в Косово. Родные – в Сербии. Чтоб навестить их добирается через Черногорию. Прямо – никак. На прощанье подарила моим соседям по купе по шоколадке «Алёнка». Драган сказал – приеду к внуку, скажу – привез тебе русскую девочку (джевойку). Расстались очень тепло.
Как прошли после Белого Поля границу – вообще не заметила, обычная остановка, прошли ребята в форме, посмотрели документы, поставили штамп. Еще немного прекрасных пейзажей за окном – и вот я уже в Ужице.
Но об этом в следующий раз.
Tags: Черногория, поездки

• (no subject)

Включили лето. И батареи. Ну как обычно, да. Сегодня +26. А я варю шурпу (соскучились по этому отличному супу, а тут и баранину прикупила кстати), и…

Второй день, как отключили отопление. За окном +8, ночью около 0. В квартире не знаю сколько, но дубак страшный. Сидим укутанные, как эскимосы. Коты…

• ДоШилась...

Приснился сон – настолько явный, что, проснувшись, не могла поверить, что это сон. Будто мы с мужем идем покупать такую машинку - типа…